• пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ
  • пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ
» » "Автограф" - то есть собственным почерком

"Автограф" - то есть собственным почерком

"Автограф" - то есть собственным почерком

Статья о пионерах прогрессивного рока в СССР, московской группе Автограф. Материал увидел свет в 85 году - переломном для группы моменте, когда готовилась новая программа, обозначившая переход от прежнего "прогрессивного" к более простому "аор" звучанию. Также, мы наконец узнаем, благодаря чему Артур Берк... нет, нет погодите, - тогда ещё "молодой вокалист Артур Михеев" стал обладателем своего уникального голоса.

Все более склоняюсь к мысли о том, что московская группа "Автограф" займет видное место в истории советской эстрадной музыки. Потому что к творчеству этого неординарного коллектива во многих случаях применимо слово "первый". Действительно, "Автограф" стал одним из первых в стране филармонических коллективов, исполняющих музыку в стиле "рок". В числе лучших (а значит, первых) ансамбль был назван на поп-фестивале в Тбилиси весной 1980 года. "Автограф" стал первой отечественной рок-группой, получившей звание лауреата VII Всесоюзного конкурса артистов эстрады и право на репертуар, созданный непосредственно в коллективе.

Перечисление можно было бы и продолжить, но самое главное в том, что "Автограф" первым сделал весьма убедительный шаг на пути утверждения рок-музыки как самостоятельного направления в советском музыкальном искусстве.

Благодаря "Автографу", отечественная рок-музыка стала тем, чем она и должна была стать,- не просто одной из форм бездумного потребления, а искусством сопереживания и размышления, воспитывающим в человеке идеи добра и справедливости.

Но путь к этому оказался нелегким, потому что группа, дебютировавшая как "Автограф" в сентябре 1979 года, предложила слушателям музыку, которая до этого с нашей эстрады не звучала. А каждая новинка жизнеспособна лишь в том случае, когда она подкреплена высоким профессионализмом, глубоким внутренним содержанием, рассчитанным не на сиюминутность, а на долгую жизнь.
"Автограф" - то есть собственным почерком

И вот не успели многие поклонники ансамбля оглянуться, а "Автографу" уже шесть лет. И сейчас, когда в прошлом остались восторженные вскрики зрителей, рвавшихся к сцене при виде пиротехнических и световых извержений во время исполнения "Марсианских хроник", а также негодующие письма от желавших чего-нибудь более привычного, многое видится совершенно в ином аспекте. Duration ставит на свое место каждое явление в искусстве. Да, страсти вокруг "Автографа" поутихли, и потому есть возможность более подробно поразмышлять, какое оно, место, занимаемое музыкантами этого ансамбля в советской эстраде.

Ансамбль показал нам рок-музыку с несколько иной стороны. Да, на рок-концертах нередко видишь танцующих, свистящих молодых "потребителей", для которых рок - лишь фон существования "мода на звуки". "Автограф" уже своей музыкой противостоял массовой истерии, с самого начала взяв иное направление, и с первых же дней не столько развлекал, сколько взывал к мысли, к сознанию, правда, деликатно учитывая и неустоявшиеся чувства молодых "рок-фанатов". Основной чертой ансамбля я назвал бы доверительность тона в разговоре со зрителями. И, может, потому сами музыканты говорили о том, что наибольшее удовлетворение им дает работа не в студии, а на сцене.

С полным основанием можно говорить о том, что "Автограф" предлагает слушателям камерную разновидность рок-музыки, для которой небольшие (600-800 мест) залы - наилучший вариант.

В центре внимания камерных жанров музыки всегда был человек, его внутренний мир и окружающая его действительность. Идеями гуманизма наполнена и музыка "Автографа". Подтверждением тому могут быть не только темы отдельных композиций ("Ирландия. Ольстер", "Монолог", включенный в репертуар А. Пугачевой, "Старинная баллада", "Памяти Джона Леннона", "Истина" и др.), но и общая атмосфера музыки, обращенной не к эмоциям, а к разуму. Ансамбль выступил на IV фестивале "Рок за мир" в Берлине. Приглашение на этот форум музыкантов, объединенных идеями прогресса и гуманизма, подтвердило то, что музыканты "Автографа" с самого начала понимали свое предназначение и место в рок-музыке - искусстве, говорящем преимущественно с молодежью. На XII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве "Автограф" выступил со своей рядовой программой, музыка которого говорит сама за себя. Не случайно в программе ансамбля звучит и парафраз на тему "Duration, вперед!" Георгия Свиридова.
"Автограф" - то есть собственным почерком

Московский ансамбль - один из немногих в нашей стране, где почти все музыканты имеют высшее специальное образование. Александр Ситковецкий (лидер; гитара, вокал), скрипач и химик по образованию,- из потомственной семьи музыкантов. Леонид Макаревич (клавишные) - выпускник Московской консерватории по классу фортепиано, Леонид Гуткин (бас-гитара) - по классу фагота, Виктор Михалин (барабаны) закончил дирижерско-хоровое отделение при консерватории. Молодой вокалист Артур Михеев занимался вокалом в музучилище имени Октябрьской революции. Думается, отличное знание не только современной музыки, но и классического наследия помогает совершенствованию формы композиций, в которых можно услышать отзвуки барокко, камерных произведений прошлого.

Но "Автограф" силен не только формальной организацией, интересен не только звучанием, неожиданными звуковыми коллажами и сменами ритма. Предпочитая вести разговор со слушателями в основном языком музыки, музыканты "Автографа" отводят тексту в своих композициях не так уж много места. Их тексты лишь дополняют музыку; и пишутся стихи на готовую композицию, не являясь, тем не менее, набором расхожих штампов.

Почему ансамбль не поет про любовь? Поет. Но любовь у него - не "вздохи при луне". "Автограф" говорит о любви к Человеку.

Авторы большинства текстов - Маргарита Пушкина и Борис Баркас - тонко чувствуют место слова в музыке ансамбля, точно так же, как отлично понимают его музыкальные устремления. В результате такого плодотворного сотрудничества ансамбль всегда узнаваем. А ведь для большей части наших эстрадных ансамблей (и теперь тоже!) характерна узнаваемость чисто внешняя, а не творческая.
"Автограф" - то есть собственным почерком

Музыка, которую в 70-е годы исполнял ансамбль "Високосное лето", организованный Александром Ситковецким и Крисом Кельми (позже - "Рок-ателье"), резко отличается от музыки сегодняшнего "Автографа" - сложной, полифоничной, рассчитанной на подготовленного слушателя. Правда, в последних работах "Автографа" можно отметить некоторые перепевы уже созванного ранее, но это идет скорее от того, что исполнители стараются придерживаться избранного направления. Безусловно, сейчас "Автограф" больше развивается, так сказать, вширь, чем вперед, но если слова "Duration, вперед!" следует считать в своем роде лозунгом ансамбля, то накопление опыта, узнавание себя, в конечном счете, дадут импульс к новым творческим, принципиальным решениям. Правда, самой последней программы ансамбля мне услышать и увидеть пока не удалось. Что ж, будем ждать следующего года.

Хотелось бы отметить вот какую деталь: за почти пять лет работы на профессиональной сцене дискография ансамбля по сути ничтожна. Мне вспоминается, как А. Ситковецкий еще в 1982 году говорил, что у "Автографа" до сих пор нет ни одной записи, которая могла бы его полностью удовлетворить.

В этом - проявление огромной требовательности музыкантов к своей работе. Обычно работа над новой композицией, которые, кстати, вводятся в репертуар совсем не часто, включает 3-4 редакции. "Марсианские хроники" имели 7 редакций. Композиции "Автографа" в постоянном движении, изменении, они не есть нечто застывшее. Сейчас ансамбль, наконец, записал новый миньон и первый альбом с шестью композициями.

До сих пор идут споры о том, как же обозначить ту музыку, которую исполняет "Автограф". Чаще всего встречается термин "арт-рок", но одним этим достаточно условным определением очертить границы интересов ансамбля невозможно. Музыка "Автографа", как губка, впитала в себя очень многое из прошлого и... будущего. Это, на мой взгляд, синтез на основе действительно незаурядного таланта исполнителей.


В своих композициях "Автограф" применяет не много инструментов в сравнении с некоторыми другими коллективами. Но используются они очень интенсивно, с выдумкой. Звуки, как мазки на картине мастера, каждый сам по себе обычен, но, уложенные в последовательности, они создают яркие, запоминающиеся картины, полные неповторимого авторского видения мира.

Это трудно объяснить словами. "Автограф" нужно слушать, и не один раз, и не во время дружеской вечеринки. Музыка его богата, каждый может найти в ней что-то для себя. Коллективов с подобным художественным содержанием у нас не так много. Поэтому можно легко понять строки из песни "Монолог", где говорится: "Да, я хочу, чтоб тот, кто идет за мной, не был бы тенью за моей спиной..." В схожем с "Автографом" направлении работает еще одна советская группа - "Август", но не все пока получается у нее столь убедительно и разнообразно, как у "Автографа".

Не заигрывая с публикой, не уводя ее в область псевдофилософских измышлений и надуманных проблем, "Автограф" чувствует себя на избранном направлении уверенно и может со всей ответственностью подписаться под всем тем, что создано им в современной рок-музыке.

Дмитрий Подберезский, 1985 г., журнал "Рабочая смена"


Автор Jerzy Bondov

Comments

Margaret 25 October 2013 04:51
Но любовь у него - не "вздохи при луне". "Автограф" говорит о любви к Человеку.

Замечательные слова. Добавить, что к человеку ГРАМОТНОМУ и ОБРАЗОВАННОМУ
Авторы большинства текстов - Маргарита Пушкина

Если, кто и сомневается в силе слова МАРГАРИТА , то точно не поклонники группы "АРИЯ" и "Автографа" соответствено!

Выскочки, Вы меня слышали smiles
NiVD 24 October 2013 19:55
Нравится мне эта группа!

Information

Users of Гости are not allowed to comment this publication.