В целом неплохая статья о Манфреде Манне и его месте в истории современной музыки.
В одном из поп-журналов я встретил заголовок: "Сильный, как медведь, рок-н-ролл Манфреда Манна!". Сравнение, может, и неожиданное, но суть схвачена верно-вот уже 20 лет имя Манна в числе лидеров. Два десятилетия-это, по существу, несколько поколений рок-музыкантов, рождение новых стилей, взлет и падение десятков "рок-звезд". "Звезда" Манфреда Манна все эти двадцать лет светит ровно и мощно.
О творчестве Манна (настоящее имя - Майк Любовиц) рассказывать вроде бы просто - одних пластинок за 20 лет работы выпустил около двадцати пяти. С другой стороны - отдельные периоды его творчества, сведенные вместе, производят впечатление очень пестрое и никак не хотят "работать" на образ цельный, с чертами ясной завершенности. К тому же, пишут о нем мало, а фотографии появляются в музыкальной прессе и того реже. Так и хочется спросить: "Манфред Манн, кто вы?"
Его первая пластинка называлась "Пять лиц Манфреда Манна". По прошествии многих лет название оказалось весьма символичным. Затрудняюсь назвать исполнителя, равного Манну по разнообразию стилистики, музыкальных форм и увлечений. Сравните, например, его пластинки "Хиты Манфреда Манна" (1966 г.), "Глава III, часть 2" (1970 г.) и "Солнечный огонь" (1973 г.). Совершенно разные диски! Сначала вы услышите симпатичные бит-песенки, деланием которых занималась группа "Манфред Манн" в 1964-1969 годах. Встреча со вторым диском - с уже добротно сработанным джаз-роком, которым позже увлекся музыкант. Наконец, вы добрались и до последней пластинки - ага, это уже ближе к музыке "хэви-метал". А знатоки добавляют- был и период увлечения джазом. Собственно, с него Манн и начал: в 1962 году как джазовый пианист в ансамбле "Манн-Хагг блюз бразэс".
Что это? Непоследовательность творческой позиции? Поиск своего стиля? Но не будем торопиться с приговором.
Итак, 1962 год-джаз. Но уже в 1964 году на конверт диска "Пять лиц Манфреда Манна" наклеивается ярлык -"лучшая группа ритм-энд-блюз Англии". Почему именно ритм-энд-блюз? Да просто в начале 60-х годов этот стиль, что называется, "пошел" в Англии. Модный музыкальный образ получил тогда интересное развитие в творчестве, например, "Роллинг стоунз". Надо сказать, что группа "Манфред Манн" быстро освоила этот стиль, и уже в феврале 1964 года ее мелодия "5-4-3-2-1" вышла в лидеры песенного списка популярности (хит-парада). В последующие годы красивые песенки группы обосновались там достаточно прочно. Успех песенный оборачивался, естественно, успехом коммерческим.
И вдруг - новый поворот и бегство от шлягеров в джаз-рок. Случайность? Скорее, закономерность. Манн еще делал песенки, а между тем "Битлз" в 1966 году оставили гастрольную деятельность, а год спустя их альбом "Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера" совершает переворот в музыке. 700 часов (фантастический по тем временам срок!) работали музыканты над этим альбомом, сломав, в результате, привычное представление о диске-гиганте. Не набор песен, а продуманное музыкальное полотно, где все взаимосвязано,- поэзия, музыка, новаторская форма. Будущее рок-музыки за такими работа" ми, успех отдельных песен - уже не гарантия популярности у слушателей. Манн это понял быстро. В 1969 году со шлягерами было покончено. В каком направлении идти дальше?
С оглядкой на растущую популярность групп "Чикаго" и "Кровь, пот и слезы" Манн решает, что будущее за джаз-роком. Но два диска новой группы "Манфред Манн -глава III" раскупаются слабо. Ситуация не из легких -прежние любители его песен отвернулись, поклонники джаз-рока не приняли.
И тогда Манн делает еще одну попытку обрести успех на музыкальном рынке, и в конце 1971 года его новая группа "Манфред Манне Эс Бэнд" отправляется под знамена музыки "хэви-метал" -опять-таки, поветрие новое, но уже популярное, достаточно вспомнить шумный успех первых пластинок группы "Лед Зеппелин".
...Наверное, хватит фактов, кое-какие выводы можно уже сделать. Для творчества Манна, по-моему, характерна зависимость от уже сложившихся потребностей музыкального рынка, поправка на спрос. Возможно, этим и объясняется элемент вторичности в его музыке, отсутствие ярких идей, новаторских приемов, столь характерных для "эталонных" групп рока: "Пинк Флойд", "Битлз", "Лед Зеппелин". Исходя из этих соображений, я бы отнес творчество "Манфред Маннс Эс Бэнд" ко "второму эшелону" рок-музыки -в одну компанию с "Электрик Лайт Оркестра", например.
Впрочем, не всем дано быть Колумбами. Да и памятники ставят не только первооткрывателям. Скажем, когда речь заходит о музыке "новой волны", превозносятся "Блонди", "Клэш", "Бумтаун Рэтз", а между тем фундамент этого стиля был заложен еще группами "Пати Смит Бэнд" и "Нью-Йорк Доллз". Вот и в случае с "Манфред Манне Эс Бэнд" мы имеем дело с разработкой уже открытого другими исполнителями ("Лед Зеппелин", "Дип Папл") стиля "хэви-рок". Правда, здесь "колумбам" обеспечена долгая жизнь в истории рока. А Манфред Манн в разработке этого стиля ушел так далеко от эталона, что как-то незаметно перебрался в более колоритную область рок-музыки, стилистические рамки которой трудно обозначить каким-то определенным термином. Стиль группы "Манфред Манне Эс Бэнд" наиболее интересно представлен на альбомах "Соловьи и бомбардировщики", "Кричащая тишина" с высокой музыкальной и звукорежиссерской культурой записей. Здесь особенно ярко проявился талант Манна-аранжировщика. Всегда интересны и партии клавишных Манна. В его руках синтезатор - не бездушная "фабрика звука". Это как мазок опытной руки художника-живой и точный. Если говорить о форме, то музыкальный материал группы далек от традиционной схемы песенного жанра. Чаще это развернутые композиции с инструментальными отступлениями солирующих инструментов (синтезатор Манна - гитара Роджерса на альбоме "Солнечный огонь"), и тогда четко чувствуется джаз-роковая основа музыки группы.
А в целом эта музыка-явление гибридное, итог прежней непоследовательности Манна: песенная мелодичность, джазовая техника, джаз-роковая ритмика, роковая мощь. Одним словом, коктейль под названием "техно-рок". Но не столь важно, какую "этикетку" мы наклеим. Главное - то, что несет эта музыка. Ей не присущи социальные мотивы, хотя можно найти у Манна песни и об одиночестве, и о трагическом положении человека в мире бизнеса. Но они - исключение из того общего правила, согласно которому музыканты более всего озабочены поисками новых красок, новых возможностей устоявшегося жанра.
"Я играю музыку и этим счастлив", - слова самого Манфреда Манна-ключ к пониманию его творчества.
Недоверчиво отношусь к прогнозам, но попробую предсказать: наверняка Манн захочет попробовать себя в "новой волне". А что, вон сколько шума наделал рок-ветеран Роберт Фрипп, взявший со своей восстановленной группой "Кинг Кримсон" "нововолновую" ориентацию!
Одно знаю: если в "новую волну" уйдет и Манн, все равно это будет интересная музыка.
Ю. Решетников, 1980г.
Послесловие: наверное, Манфред очень бы удивился, если бы узнал, что в начале 70-х он исполнял"хэви". А вот автор статьи, наверняка бы удивился, узнав о том, Что Манфред Манн - ...коммунист! В таком случае, объём статьи был бы гораздо большим :) Зато по поводу "новой волны" - как в воду глядел!
Автор Jerzy Bondov
7 комментариев