До сих пор, статьи о музыке, публиковавшиеся на нашем сайте, касались событий дней ушедших. Пришло время обратиться к современности - представляю статью о группе Dream Theater, посвящённую выходу их одноименного альбома. Материал подготовлен на основе двух интервью - гитариста, композитора и продюсера Джона Петруччи и вокалиста Джеймса ЛаБри. Музыканты рассказывают об особенностях нового альбома, истории его создания, отношении к новому (и предыдущему ;)) барабанщику и о многих других интересных вещах. Впрочем, обо всё по порядку...
Мы поднялись на уровень высший, чем когда-либо до сих пор и переживаем вторую молодость - говорит James LaBrie, объясняя при этом, что же такого выдающегося есть в новом, двенадцатом по счёту альбоме Dream Theater, названного просто именем группы...
Работу над новой музыкой Dream Theater начал уже в первой половине 2012 года, во время концертного тура в поддержку диска "A Dramatic Turn Of Events". Как оказалось, даже для группы, делающей ставку на развёрнутые формы и сложные музыкальные структуры, творчество "на ходу" не является чем-то необычным. "Это то, что происходит во время каждого тура" - признаётся в последних интервью John Petrucci, гитарист, автор текстов и соавтор репертуара группы. И открывает кулисы процесса: "Когда группа уже настроилась, имеет хорошо обыгранный концертный материал, что она может сыграть на пробах звука? Наверняка не в миллионный раз "Pull Me Under". Поэтому происходит джемминг, а во время джема рождаются идеи. Хотя, случается и так, что кто-нибудь вспоминает пришедшую ему в номере отеля идею и прикидывает - как бы это зазвучало в совместном исполнении. Таким образом, создаются короткие одно- двух-минутные отрывки, которые мы собираем, а затем о них забываем. А полгода спустя, уже в студии, начинаем их извлекать. Мы хотим воссоздать настроение, которое у нас было, скажем, во время одного из вечеров в Будапеште, вспоминаем фрагменты, которые тогда сыграли. И если оказывается, что они хороши - используем".
Музыканты отправились в студию в январе 2013 года. Они возвратились в Cove City Sound Studios в Glen Cove, штата Нью Йорк, где два года ранее записывали предыдущий альбом. В этой студии они провели время до мая. Продолжая новую традицию, в качестве продюсера выступил Петруччи, который ранее делил эту роль с Mike Portnoy, но после его ухода из группы в 2010-м, остался один на поле битвы. "Обожаю это" - говорит с энтузизмом Джо - "Каждый может назвать действия, которые ему нравится делать в жизни, как игра на гитаре, к примеру. Мне нравится также писать тексты и делать некоторые иные вещи. А когда я примерно в 1999 году, вместе с Майком, начал заниматься продюсированием наших дисков, то сориентировался, что прекрасно в этом себя ощущаю и вижу всю суть процесса. Соответственно, когда вдруг оказалось, что я должен это делать без чьей-либо помощи, я не волновался, а был, скорее, возбуждён: "ну, давайте уже скорее начинать!" Однако, в случае Dream Theater, это очень тяжёлая работа, многоступенчатый проект, состоящий из многих этапов, которые длятся неделями и месяцами. Зато, когда работа выполнена, я могу сам себя похлопать по спине и сказать: да, ты сделал это! Группа сотрудничала и никто при этом не стал тебя ненавидеть. Это очень приятное чувство! "
6 июня коллектив был готов сообщить, что новая пластинка выйдет 24 сентября (в Европе днём ранее) и что она не будет иметь названия. Или, скорее, названием станет имя группы. Вопрос, что это значит, повторяется почти в каждом интервью с Dream Theater. Что же думает по этому поводу Джон Петруччи? "Провоцирование этого вопроса было частью нашего плана", - объясняет Джон с обезоруживающей искренностью. "Потому что это должно иметь некое скрытое значение - не правда ли? Группа существует на рынке уже 27 лет, записывает двенадцатый в своей карьере альбом и присваивает ему такое название. Это привлекает внимание: в чём здесь дело? Должно быть, здесь есть какое-то двойное дно... Именно этого нам хотелось. Мы также не хотим навязывать людям какое-то определённое видение нашей музыки. Иногда ведь уже одно название альбома направляет мысли слушателя в каком-то определённом направлении, а здесь так не происходит. Поэтому и обложка настолько проста - собственно, на ней можно увидеть только наш логотип. Это возбуждает интерес - что же находится внутри? Мы хотели создать атмосферу таинственности и недомолвок - и это, надеюсь, нам удалось".
Помимо создания ауры таинственности, музыканты также не скрывают, что название альбома также неплохо отображает музыкальное содержимое альбома. Они говорят, что он представляет всё то, чем группа была ранее, чем является сейчас и чем должна стать в будущем. "Материал диска имеет источники во всех этапах нашего творчества", - анализирует Петруччи, - "возвращается во времена "Images And Words", когда мы совмещали метал с прогрессивным роком, но делали это весьма мелодичным образом. При этом имеет в себе характерную суровость и тяжесть, какие были у альбомов вроде "Awake" или "Train Of Thought". Но обладает также экспериментальным духом "Octavarium" и "Six Degrees Of Inner Turbulence" со всем своим симфоническим размахом. При всём при этом имеет свой собственный неповторимый вкус. Мне кажется, он намного сильнее предыдущих, если говорить о звучании инструментов - просто вырывается из микса, чтобы схватить слушателя и втянуть его внутрь".
Действительно ли диск захватит фанов группы? Всё указывает на то, что да. Тем более, если присмотреться к предыдущей статистике Dream Theater. Уже в течение 20 лет, практически каждый последующий альбом группы достигает всё более высокой позиции в чартах Европы, Америки и Азии, а последние две работы оказались в десятке лучших США, Японии и ряда европейских стран. И это в то время, когда популярнейшая "группа" - это пятеро подростков победителей ТВ кастинга, выступающих под названием "One Direction", искусством считается поп в исполнении Леди Гаги, а "рок-чемпионами" являются бородатые фолк-исполнители.
"Я полагаю, что постепенно наступает определённое изменение в мире популярной музыки" - говорит Петруччи. "Прогрессивный рок и метал снова начинают влиять на рынок и восстанавливать своё присутствие. Нас номинировали на премию "Грэмми" за пьесу "On The Backs Of Angels", которая длится 8 минут, а ведь именно за такие композиции нас всегда критиковали ранее. Между тем, сегодня мы слышим молодые коллективы, которые используют прогрессивные и металлические компоненты в своих произведениях. Я не говорю, что это наша заслуга, а только то, что мы являемся частью этого движения. Большинство слушателей на западе не совсем понимает, что существует очень много людей во всём мире, не только в англосаксонских странах, но также в Азии, Южной Америке, которые любят такую музыку. И ожидают её большее количество".
Об ожиданиях слушателей, популярности, жизни без Майка Портного и многих других вещах рассказал также в недавнем интервью James LaBrie, вокалист Dream Theater.
Поздравляю с выходом альбома Dream Theater, очень нравится. Может быть потому, что он кажется более доступным для восприятия, чем предыдущий. Так ли это?
Цель, которую мы себе поставили при работе над ним, это создание чего-то очень динамичного, а вместе с тем... плавного (смеётся). Знаешь, чтобы песни переходили из одной в другую очень плавно, а вся пластинка была как река - в зависимости от момента спокойная или бурлящая, медленная или быстрая. Начинаем с False Awakening Suite - весьма кинематографичного трека. Ощущения при прослушивании великолепные, чувствуешь зарождающийся драматизм, как в лучшем саундтреке - и переходишь к The Enemy Inside. Это крепкий металлический номер, который неслабо бьёт тебя по голове, но при этом имеет очень живую, хваткую мелодию и отличный припев... И так далее - чем дольше слушаешь, тем больше проникаешься. Это альбом, о котором мы сразу знали, как хотим его организовать.
Вы оговариваете такие вещи входя в студию?
Мы всегда собираемся и дискутируем, как пластинка должна выглядеть. Каждая имеет свой план. Так и здесь - мы знали, что альбом должен начинаться с чего-то такого, как False Awakening, потому что это композиция, какой мы бы хотели создавать атмосферу на наших концертах - и будем! Это тема для открытия каждого концерта во время ближайшего тура. Это должно быть нечто масштабное, что всех восхитит. В предыдущем мировом турне эту роль выполняла композиция Inception Ханса Циммера из саундтрека к одноимённому фильму. Теперь же будем использовать что-то своё. Кроме того, мы захотели иметь на диске инструментальные пьесы, которых мы в последнее время избегали. Отсюда Enigma Machine - мощная, возбуждающая. А в конце должна была быть эпическая, длинная композиция, именно такая, как Illumination Theory, которая открывает всю правду о Dream Theater, суммирует всё, чем мы являемся. Это путешествие, весьма динамичное, разнообразное, а вместе с тем, очень смелая и многозначительная музыкальная декларация. И она привела нас к концепции, чтобы этот диск озаглавить именем группы.
Именно - а когда наступает подходящий момент, чтобы выпустить альбом, озаглавленный именем группы?
Что ж, или это твоя первая пластинка, или та, которую считаешь исключительно значимой и артистически важной. Много групп громко заявляют: это наш лучший материал. Является ли этот диск квинтэссенцией нашего стиля? Не знаю. Думаю, что в нашем наследии уже есть песни, которые можно бы было охарактеризовать как эссенция Dream Theater. В случае же конкретно этого альбома мы действительно чувствуем, что это просто мы, что это именно наша группа. Мы не утратили контакт с тем, чем всегда были, но переносим это на новую территорию. Даём вам нечто, что является свежим и новым, нечто, что действительно производит впечатление нового начала открывающего новый раздел в истории Дрим Театра. По моему мнению, в случае этого альбома, это имеет смысл.
Разве титул нового начала не заслужил A Dramatic Turn Of Events - первый альбом без Майка Портного?
"A Dramatic Turn Of Events" был диском "переходным". Когда появился новый ударник, мы должны были доказать всему миру, что останемся сами собой. И остались! Ведь два главных композитора, John Petrucci и Jordan Rudess остались в группе. Поэтому было абсолютно ясно, что мы будем продолжать наш путь, что будем звучать так, как звучали всегда. Музыка будет новой, новыми будут также эмоции, но мы почтим всё из чего состоим. И мы доказали, что ничего не утратили. А сегодня мы сильнее, чем когда бы то ни было, продолжаем наше путешествие и будем его продолжать ещё очень долго. Мы показали всем, на что способны, а новейший альбом является новым началом. Наш барабанщик Mike Mangini участвовал с первых секунд в творческом процессе и его влияние ощущается идеально. Майк действует инстинктивно, он очень спонтаничен в том, как реагирует на игру группы. Кроме того, он обладает великолепной интуицией, отлично понимает, что должна выражать музыка и способен это безошибочно подхватить. Благодаря ему мы поднялись на высший артистический уровень, чем когда-либо до сих пор!
Работается с ним иначе, чем с Портновым?
Конечно, совершенно иначе, ему удалось наполнить всех нас энергией. Он принёс в группу столько силы, столько концентрации, что возникло чувство, как если бы мы переживали вторую молодость. Мы могли работать над какой-нибудь мелочью, однако он полностью посвящал себя этому фрагменту музыки, не жалея сил. Он был великолепен и его вклад стал действительно гигантской поддержкой для всего нашего коллектива, без него нам не удалось бы достичь того уровня, на котором сейчас находимся.
Считаешь, что Mike Portnoy жалеет, что от вас ушёл?
Да, так бы я сказал, конечно. Думаю, что очень сожалеет.
А вам жаль?
Неееет... Думаю, что всё происходит по какой-либо причине. Место, где группа находится сейчас, то, что мы сейчас делаем - это именно то, чего мы хотим. У нас феноменальный новый ударник, который подошёл нам идеально. Он гениальный музыкант, который прекрасно нас понимает и если кто-то достоин играть в Dream Theater, то это он. А группа останется собой до самого конца. Между нами всё очень позитивно и объединяет весьма сильная связь. Мы создаём музыку, которой гордимся. Я не мог бы желать чего-то ещё иного.
Возвращаясь ещё на миг к названию диска... Вы ставили себе в пример какой-нибудь знаменитый альбом без названия? "Чёрную" Металлику, "Белый альбом" Битлз?
Нет, нет, ибо в таком случае мы бы оказались под достаточно странным влиянием такого диска. Скорее, нашей задумкой было обозначить, кем мы были до сих пор и кем хотим быть от сего момента. Что хотим сотворить на этот раз, что даст нам это неповторимое ощущение создания чего-то исключительного. По моему мнению, когда собираешься записывать новый альбом, он должен стать чем-то новым, чем-то другим. Ты должен, не теряя собственного лица, делать нечто, что докажет, что ты экспериментируешь, что стараешься выйти за рамки сделанного ранее. Несмотря на то, что стиль и характерные элементы остаются прежними, ты всегда должен демонстрировать что-нибудь новое. Должен изобретать себя заново... но не перегибая палки.
Меня заинтриговало название "False Awakening" ("Ложное пробуждение" - прим. ред.). Означает ли он, что мы так по-настоящему и не проснёмся, а весь альбом является разновидностью сна?
По моему мнению, это название означает, что твоя концепция, твоё понимание действительности не обязательно являются правильными. И думаю, что это и есть основа жизни: неустанное познание, саморазвитие, открытие того, что нечто, что казалось тебе очевидным и понятным ранее, с течением времени оказывается чем-то абсолютно другим. Мы никогда не узнаем настоящего смысла существования, не поймём полностью окружающей нас реальности, однако целью должно быть стремление к просвещению, к восприятию разумом как можно большей части окружающего нас мира. И принятие от мира как можно больше из того, что он может нам предложить - в позитивном смысле.
В таком случае, расскажи пожалуйста о текстах на этом альбоме - какие темы они затрагивают?
Большинство из них касается конечно жизни и вызовов, которые она нам ежедневно бросает. Это касается "The Enemy Inside", темой которой является синдром посттравматического стресса. Возвращение домой после участия в войне - как найти себя в домашнем окружении после военной травмы. Ситуация, в которой именно обычная, каждодневная жизнь становится настоящей проблемой и борьбой. "Illumination Theory" в свою очередь касается ситуации в жизни, когда по-настоящему трудные моменты уже позади, ты выдержал кризис и все жизненные вызовы - достиг успеха, победил и находишься уже на этой "другой" стороне. Чувствуешь себя в безопасности, ты окружён комфортом и всем доволен. Однако красоту жизни ты способен оценить только тогда, когда имеешь за плечами опыт перенесённой боли, страданий и борьбы. Это та сумасшедшая дихотомия (раздвоенность - прим. ред.), когда трудные моменты необходимы в жизни, чтобы обогатить её, сделать по-настоящему полной. Окончание этой композиции и является именно той наградой, тем прекрасным, которое оценишь только пережив грозы и штормы всего альбома. Много текстов говорит о динамике, изменчивости жизни, познании самого себя и обучению науке движения сквозь жизнь или существование - кто как это назовёт. "Behind The Veil" рассказывает о похищении - о той драматичной ситуации, когда кто-то находится в заточении против своей воли и при этом задумывается - будет ли ещё когда-либо его жизнь выглядеть нормально. Удастся ли ему вернуть то, что, казалось бы, принадлежит каждому безоговорочно - безопасность, уважение. "Along For The Ride" рассказывает, в свою очередь, о неспособности контролировать всё происходящее вокруг тебя. Мы видим массу общественных проблем, которые отравляют наш мир, массу конфликтов, недоразумений, невежества и при этом понимаем, что в большинстве случаев можем быть лишь сторонними наблюдателями. Мы не можем этого контролировать, а только пробовать повлиять и надеяться, что нам удастся сделать хоть что-нибудь. Даже если бы это было просто ведение правильного образа жизни, давая, тем самым, пример другим.
Ты сказал недавно, что американские радиостанции имеют предрассудки по поводу вашей группы и что им достаточно услышать название "Dream Theater", чтобы потерять желание слушать что-либо далее.
Потому что именно так и есть - американские станции имеют уже давно установившееся видение нашей музыки и достаточно, что они узнают, о ком идёт речь, чтобы сразу, без рассуждений, отказать нам в предоставлении эфира. "У нас проигрываются песни, длящиеся до четырёх минут, а не десятиминутные прогрессивные звуковые искажения" - говорят они. А ведь на наших дисках есть очень много вещей просто идеальных для радиоэфира. Знаешь, это вопрос образования, вопрос установления связей с боссами определённых радиостанций - их нужно посадить перед динамиками и показать, что у нас есть отличные песни, которые идеально подходят формату данного радио. Ибо невозможно прослушать всего лишь одну композицию из альбома Dream Theater и вынести вердикт: ОК, я понял в чём здесь дело, я знаю каким будет весь оставшийся альбом. В нашем случае это невозможно! Ведь мы перемещаемся на многих разных территориях, имеем множество разных обличий и музыкальных сторон. То, что мы записываем двадцатиминутные композиции, не значит, что у нас нет песен длительностью четыре-пять минут, очень цепких, моментально запоминающихся. Не то, чтобы другие наши песни были незапоминающимися, однако не все из них хороши для радио, но некоторые всё же определённо подходят для этого.
Ты также добавил: люди смотрят на нас как на группу, которая всегда и во всём преувеличивает и делает "искусство для искусства", а ведь это полная ерунда.
Именно так! Людям, которые нас не знают, Dream Theater описывается как прогрессивная, техничная группа. Если бы я, как слушатель, услышал такую рекомендацию, то начал бы представлять себе эту группу, как играющую двадцать нот в секунду, не позволяющую мелодии красиво и естественно развиваться, избегающую разнообразной динамики - ускорений и замедлений, секций агрессивных и секций лиричных. Я бы представил себе такую группу как прогрессивную ради самой "прогрессивности", ради поднятия планки, экспериментальную до уровня, на каком это становится гротескным и абсурдным. Или настолько техничную, что именно исполняющую "искусство ради искусства". А для меня Dream Theater, это гораздо больше. Это, прежде всего, чувства, дух, соединение со слушателем на уровне эмоций. Мы никогда не хотели делать что-то, что должно было удовлетворять исключительно наши собственные амбиции, а всегда хотели, чтобы слушатели почувствовали себя с этим связанными – через музыку, тексты песен, мелодию. Это всегда должно было быть нечто, что закрепляется в памяти, нечто, что сразу становится частью тебя. Поэтому я объявляю всем и сразу, что у Dream Theater есть гораздо больше слоёв, чем многие могут себе представить.
Как бы то ни было, Dream Theater - очень популярная группа. Ваши пластинки практически неизменно оказываются хитами. Как вы это делаете?
Что ж, единственное, что могу сказать - мы остаёмся верны самим себе. Мы всегда записываем музыку правдивую, демонстрирующую то, чем мы являемся в данный момент существования группы. Каждый альбом - это микрокосмос нашего индивидуального и общего опыта в данный период. Ты можешь это услышать в текстах песен, можешь ощутить в энергии композиций, способе подачи музыки и в том как она развивается. Мы поддерживаем свою интегральность, а наши фэны... Что ж, мы находимся в такой чудесной ситуации, что можем экспериментировать, можем поднимать себе планку, можем совершить нечто неожиданное - и наши слушатели будут открыты для этого. Скорее они ожидают от нас, что мы будем их удивлять, нетерпеливо ожидая: что же Dream Theater придумает на этот раз, в какую сторону двинется? Это и является ключом к нашей долгой и успешной карьере.
Подготовлено по материалам западной прессы, 2013 г.
Послесловие: вне всякого сомнения, новый альбом Dream Theater весьма хорош. Диск получил признание как критиков, так и слушателей - В Японии он возглавил чарты, а в США попал в Топ 10 (7-ое место). И это не может не радовать! :)
Автор Jerzy Bondov
Comments